Поколение

Герои поколения Z — молодые люди, родившиеся в конце 90-х и начале 2000-х — о своих принципах, мечтах и новых правилах потребления.

Разумное потребление
Поколение Z
Александра Борискина
Назар Каюмов

3D-художник, разработчик
масок в Instagram, 21 год

Максим Ретока

Иллюзионист,
19 лет

Назар Каюмов

Тренер по йоге,
20 лет

Александра Борискина

Что такое жизнь «по подписке» и почему экономика шеринга стала трендом

«Люди не хотят покупать четвертьдюймовую дрель. Им нужна четвертьдюймовая дырка в стене». Для адептов экономики шеринга эта фраза Теодора Левитта стала путеводной звездой. Действительно, зачем тратить деньги на вещь, которой вы воспользуетесь лишь пару раз, а после она будет пылиться в чулане (конечно, если вы не решили превратить собственную квартиру в картинную галерею). Куда логичнее эту дрель одолжить, а еще лучше — вызвать мастера со своим инструментом, что сэкономит не только деньги (ведь это будет дешевле покупки), но и время, ресурс в наши дни не менее ценный. Забавно, что сам Левитт использовал пример с дрелью в статье, которая была написана для маркетологов: таким образом он указывал, на что стоит обращать внимание при продвижении товара. Но мысль Левитта сделала неожиданный разворот — в сторону осознанного потребления.

Серия Hyundai Rock Edition

Серия Hyundai Rock
Edition

ИзображениеИзображениеИзображение

Что такое шеринг-экономика

В основе шеринга лежит идея коллективного использования различных вещей. Важно, что акцент делается именно на использовании — частную собственность никто не отменял. К примеру, у той же самой дрели может быть вполне конкретный владелец, и он на тех или иных условиях готов ее с кем-то разделить. При этом речь идет уже не только о чём-то вещественном, вроде автомобиля, квартиры или одежды: «шерят» сегодня еду, электроэнергию и персонал. Как следствие, объем глобального рынка услуг шеринга растет в геометрической прогрессии: если в 2014 году он оценивался в $15 млрд, то к 2025 году шеринг-экономика может продемонстрировать впечатляющие $335 млрд.
Импульс развитию шеринга придал процесс, запущенный основателями Uber, мобильного приложения для поиска такси. Революционным оказалось то, что приложение позволило убрать физических посредников между водителем и клиентом: они смогли договариваться напрямую. Это явление и получило название «уберизация».

Серия Hyundai Rock Edition

Серия Hyundai Rock
Edition

Наличие некой онлайн-платформы стало отличительной особенностью проектов, принадлежащих шерингу. С одной стороны, она позволяет воспользоваться услугой максимально широкому кругу людей. С другой — уравнивает субъектов обмена: заказчик определяет место и время встречи, но у водителя всегда есть выбор, откликнуться ли на то или иное предложение, либо устроить себе выходной.
Еще одна характеристика шеринг-экономики заключается в том, что совместное потребление — осознанный выбор субъектов. Так, у человека, пришедшего на своп-вечеринку, участники которой обмениваются уже ненужной или надоевшей одеждой, есть деньги на новый свитшот. Но, ограничивая себя в покупке новых вещей ради экономии природных ресурсов, которые затрачиваются на производство одежды, он делает выбор в пользу обмена.

Такая экологическая ответственность — важная черта миллениалов, поколения людей, родившихся с 1980-го по 2000 год, а вслед за ними и поколения Z. И именно миллениалов принято считать главными выгодоприобретателями экономики шеринга. Они мобильны, поэтому не стремятся обзаводиться недвижимостью и лишними вещами. Они думают об экологии, поэтому по пути на работу возьмут в автомобиль попутчика. И да, деньги и карьера не являются для них главной ценностью, поэтому экономия и разумное потребление для многих становится естественным выбором.
Ну и наконец, без чего шеринг не получил бы такого распространения, так это без взаимного доверия людей. Мы должны быть уверены, что хозяин квартиры, которую мы сняли для путешествия, действительно спрячет ключи за цветочным горшком, как и обещал. Ровно так же хозяин квартиры должен быть уверен, что цветок после нашего отъезда останется стоять на месте. Это приводит к самоорганизации сообщества. Самый очевидный ее пример — система оценки как получателей, так и потребителей услуг: водителей и пассажиров, каучсёрферов, арендодателей и плотников на час.

Каким бывает шеринг

Хотя миллениалы дали толчок развитию шеринг-экономики, совместное потребление отнюдь не их исключительная прерогатива. Шеринг проник во все сферы нашей жизни и затронул почти каждого, у кого есть смартфон или доступ в интернет. Вот лишь несколько примеров того, что шеринг уже стал работающей моделью.

Изображение

Автомобили

Экономика совместного потребления постепенно эволюционирует: она приобретает новые формы и вовлекает участников из разных социальных групп, предоставляя им всё большую свободу. Так, на смену совместным поездкам на авто — карпулингу — пришла индивидуальная аренда автомобиля на короткий срок, каршеринг. Вслед за этим автопроизводители начали развивать принципиально новую модель: систему подписки на свои автомобили для тех, кто хочет пользоваться машиной в режиме 24/7, но не готов тратить время и деньги на ее обслуживание. Компания Hyundai первой в России запустила онлайн-сервис подписки на автомобиль Hyundai Mobility. 

В зависимости от выбранного тарифа пользоваться автомобилем можно от одного дня до года, а скоро появится возможность «одолжить» авто и на час. Главное преимущество подобного сервиса заключается в том, что пользователь быстро получает максимально укомплектованный автомобиль и использует его как собственный, а Hyundai при этом берет на себя исполнение всех обязательств, которые обычно обременяют собственников автомобилей. Например, Hyundai Mobility освобождает временных владельцев авто от уплаты транспортного налога, предоставляет полное каско без франшизы и не требует при этом залога и первого взноса. Кстати, при оформлении подписки от месяца до года водитель получает новенький автомобиль, только сошедший с конвейера. И если по истечении года он решит продлить подписку, то следующим его авто вновь станет еще «необъезженная» модель.

Согласно законам жанра, оформить подписку Hyundai предлагает прямо в мобильном приложении. Кстати, это показательный пример, иллюстрирующий отличие нового явления от привычной системы аренды. Мобильное приложение убирает лишние барьеры для получения услуги, а процесс проката машины максимально адаптируется под ее пользователя. Вы самостоятельно выбираете дату и время получения автомобиля (при оформлении подписки от месяца до года подготовленный автомобиль с полным пакетом документов будет ждать вас на парковке дилерского центра через два дня, а в случае тарифа сроком от одного дня до месяца — уже через четыре часа), а география его использования не ограничена: водитель спокойно может пересекать даже границы РФ без дополнительных сборов.

Еще один важный плюс сервиса подписки Hyundai Mobility — служба поддержки, которая работает круглосуточно семь дней в неделю. Операторы помогут решить все возникающие вопросы, от оформления ДТП до дозаправки автомобиля на пустынном шоссе или замены колеса. Всё это перекликается с главным трендом нашего времени: свобода использования и максимально широкий выбор дополнительных услуг становятся для потребителя важнее факта собственности.

ИзображениеИзображение

Медиа

Если говорить о самом распространенном виде шеринга, то это, безусловно, стриминг различного контента: музыки, фильмов, сериалов или же компьютерных игр. Пример тоже весьма показателен: пользователю открыт доступ к контенту, пока тот готов платить за него, ему не принадлежит даже цифровая копия произведения. Любопытно, что из всех видов шеринга стриминг вызывает, возможно, больше всего вопросов, когда речь заходит об экологичности. Серверы, где хранится информация, потребляют всё больше электроэнергии, и это становится серьезным вызовом для нашей планеты. Так что электронная книга ненамного экологичнее бумажного экземпляра, возможно, даже наоборот. Поэтому электронной библиотеке можно предпочесть буккроссинг, а если книга не может найти своего читателя, то ее всегда можно отнести на переработку.

Жилье

Шеринг бросает вызов отельному бизнесу: по прогнозам PWC, к 2025 году половина путешественников вместо традиционных отелей и чуть менее традиционных хостелов предпочтет аренду квартир от собственников. Впрочем, квартирами на Airbnb дело не ограничивается: еще один тренд шеринг-экономики — каучсёрфинг. В этом случае владелец квартиры приглашает к себе путешественников, как правило, бесплатно, предоставляя им не отдельную комнату, а спальное место.
Набирает обороты и коливинг: особый вид совместного проживания, когда у каждого жителя есть собственная комната, но они делят друг с другом общественные пространства. Такой формат принципиально отличается от коммунальных квартир, знакомых нам по советскому прошлому. Во-первых, коливинг — осознанный выбор человека (как мы отмечали, это одна из отличительных черт шеринг-экономики). Во-вторых, соседи в этом случае формируют сообщество единомышленников: нередко потенциальные жильцы проходят групповое собеседование, чтобы получить одобрение сложившегося коллектива.

Серия Hyundai Rock Edition

Серия Hyundai Rock
Edition

Коворкинг

Явление, когда компания арендует несколько мест в коворкинге, получило распространение среди стартаперов. Молодые компании зачастую не могут позволить себе снять комфортабельный офис, а общественные рабочие пространства предлагают развитую инфраструктуру за приемлемую плату. Но в последнее время наметился обратный процесс: своих сотрудников в коворкинги начали переселять крупные компании. И дело тут не только, да и не столько в экономии. Новые требования к формированию рабочего пространства предъявляют миллениалы, которые постепенно становятся доминирующей силой на рынке труда. Чувство комфорта, возможность самостоятельно планировать свой график и не тратить слишком много времени на дорогу до офиса важнее для них, чем размер оклада или предсказуемое продвижение по карьерной лестнице. Именно коворкинги предлагают формат мультифункционального мобильного офиса, который так ценит новое поколение работников.

Изображение

Одежда

Развитие модной индустрии наносит серьезный удар по окружающей среде, поэтому всё больше людей пересматривают свой подход к формированию гардероба, и касается это, конечно, не стилистических предпочтений. Мы уже упомянули о своп-вечеринках, где люди обмениваются одеждой, но этим шеринг одежды не ограничивается. Набирают популярность различные сервисы подписки на офисные костюмы, вечерние платья и даже рубашки. Так, оформив подобную подписку, каждый день можно получать новую выглаженную рубашку, а их стирку и доставку возьмет на себя владелец сервиса.

Изображение
В начало
Серия Hyundai Rock Edition

Серия Hyundai Rock
Edition

Еда

Ежегодно в России образуется 17 млн тонн пищевых отходов, то есть каждый год жители страны отправляют на свалку 1,64 трлн рублей. Этого хватило бы, чтобы прокормить 30 млн человек.
Сделать первый шаг для того, чтобы переломить этот тренд, позволяет фудшеринг. Специальные группы в социальных сетях объединили множество людей, готовых безвозмездно отдать лишние продукты, и тех, кто готов спасти их от мусоропровода. Со временем фудшеринг приобрел и благотворительный подтекст: появляются организации, которые забирают нереализованную продукцию из ресторанов или магазинов и раздают нуждающимся.

Подбор персонала

Стать предметом обмена могут также и профессиональные навыки. Подбор временного персонала при помощи специализированных онлайн-сервисов получил название «стаффинг». Касается это не только электриков, фотографов или репетиторов, которые привыкли к почасовой оплате. Создаются специальные сайты для высококвалифицированных сотрудников, готовых присоединиться к компании для проектной работы.

Вообще возможности шеринга безграничны, причем на уровне как рядовых потребителей, так и крупного бизнеса. Люди сегодня обмениваются ненужной косметикой, лекарствами и даже домашними животными: на лето можно найти себе курицу-несушку или козу. А бизнес осваивает новые сферы, вроде шеринга медицинского оборудования или строительной техники. Свершившимся фактом стал и шеринг электроэнергии, например, в Дании и Германии уже существуют целые поселения, резиденты которых совместно используют солнечные батареи и ветряки.

Поделиться: 
Поделиться:

Специальная серия Hyundai Rock Edition.
В моторах — чистый рок.